Как педагогу помочь ученикам сформировать экологичные психологические установки 25.08.2023

Статья подготовлена педагогами-психологами ФКЦ МГППУ.

Уважаемые педагоги!

Сегодня психологи ФКЦ подготовили для вас пост о том, как помочь ученикам сформировать экологичные психологические установки.

  • Психологическими установками называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Человек не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков. Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Особенно подвержена влиянию извне психика школьника, который может неосознанно впитывать «чужие» установки.

Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  1. Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой ребенок понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если школьник имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других.

  1. Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Школьник с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.

  1. Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у ребят, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и «присасываются» к ней.

  1. Я плохой и ты плохой. Самая сложная установка. Из-за подобных мыслей школьник перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска.

Обычно у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

Чтобы поменять негативную внутреннюю установку, ее необходимо осознать и заменить на другую, позитивную и адаптированную к реальности. Ведь очень важно обращать внимание не только на осознанные суждения, но и на неосознаваемые мысли и чувства, а ребенку это проще всего сделать именно с помощью старшего наставника.

Самостоятельно заменить идеи, с которыми человек живет всю жизнь и которым безоговорочно следует, очень сложно. Прежде чем начинать работу над изменением установок, необходимо понять, насколько они полезны или, наоборот, вредны, как они влияют на отношения с другими людьми, помогают или мешают в повседневной жизни.

С уважением, ФКЦ МГППУ