Что влияет на успешность сдачи экзамена?
ПРЕДМЕТНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Знания по предмету, умения и навыки, позволяющие пользоваться этими знаниями
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
1. Владение методами саморегуляции негативных состояний (работа с эмоциями, дыхательные упражнения)
2. Организация труда и отдыха (соблюдение режима дня для успешного усвоения материала в процессе подготовки к экзамену)
3. Определение для себя степени значимости результатов экзамена:
• Высокая значимость приводит к лишним переживаниям
• Низкая значимость провоцирует тактику «откладывание на потом»
• Средняя значимость – «золотая середина» – продуктивная позиция, обеспечивающая успешную подготовку и сдачу экзамена
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
Знание о том:
• как будет проходить экзамен (особенности процедуры)
• на что нужно обратить внимание при подготовке к экзамену
• что можно, что нельзя.
Основные причины переживаний выпускников
Основные причины переживаний выпускников:
Как помочь своему ребёнку?
Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…»
Создайте благоприятную психологическую атмосферу:
• Контролируйте своё эмоциональное состояние, сохраняйте спокойствие, ведь тревогами и страхами легко «заразить» самого ребенка
• Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»
• Воздерживайтесь от запугивания и угроз, излишняя тревожность не позволяет ребенку продуктивно готовиться
• Воздерживайтесь от критики ребёнка во время подготовки к экзамену, от сравнений с другими
• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)
• Показывайте детям, что не зависимо от результата, вы их любите и вместе найдёте выход из любой ситуации
• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)
Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…»
Что нужно знать вашему ребёнку?
МЕСТО, ВРЕМЯ, УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА
для этого заранее:
1. Проговорите с ребёнком все особенности организации и проведения экзамена
2. Обсудите с ребёнком, что он может делать, а от чего стоит воздержаться во время экзамена
3. Совместно с ребёнком продумайте алгоритмы поведения в разных ситуациях
4. Вместе решите, что он обязательно возьмёт с собой на экзамен, чтобы чувствовать себя комфортнее
Психофизические особенности «Вдруг мне станет плохо…»
1. Помогите ребёнку наладить режим своего дня
• Обсудите с ним необходимость регулярного продолжительного сна
• Решите вопрос о каждодневной, регулярной подготовке к экзамену (обозначьте время, темы для изучения, результативность работы)
• Обеспечьте возможность общения с друзьями (для вашего ребёнка это - огромный ресурс)
• Позвольте ребёнку выделить время для любимых занятий
2. Обеспечьте ребёнку сбалансированное и вкусное питание – приём пищи должен стать дополнительным моментом отдыха и удовольствия
Личностные особенности «Вдруг мне станет плохо…»
1. Позаботьтесь о мотивации
• Уменьшите давление и контроль (хотеть должны не вы, а ваш ребёнок)
• Обсудите, что будет потом, после сдачи экзамена (сформируйте позитивный образ будущего)
2. Помогите поверить в себя
• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)
• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)
• Демонстрируйте свою любовь и принятие
3. Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»
Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…»
ТРЕВОГА – это боязнь неопределенного, а значит ребёнок:
1. не знает, что надо делать
2. не понимает, к кому и за какой помощью обратиться
3. тратит силы на негативные переживания
КАК ПОМОЧЬ?
1. Мотивируйте ребёнка на обсуждение тех вопросов, которые его тревожат
2. Задайте уточняющие вопросы, чтобы у ребёнка «в голове» появилась чёткая «картинка сложной ситуации»
3. Проговорите варианты решения ситуации
4. Помогите спланировать действия по решению ситуации
5. Обсудите варианты помощи
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ, НЕОБХОДИМО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ОПАСЕНИЯ РЕБЁНКА
Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…»
1. Обеспечьте ресурс для дополнительных занятий
2. Позаботьтесь о мотивации
• Обсудите, что будет потом, после сдачи экзамена (сформируйте позитивный образ будущего)
• Хвалите за волю и настойчивость
3. Вместе спланируйте, как можно быстрее закрыть «пробелы незнания»
4. Помогите поверить в себя
• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)
• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)
• Демонстрируйте свою любовь и принятие
Непосредственно перед экзаменом
НАКАНУНЕ:
• Обеспечьте возможность отдыха
• Воздержитесь от излишнего контроля
• Поддержите ребенка
• Разделите переживания, используя технику «Я-высказывание»
• Разрядите обстановку шутками и смешными историями
В ДЕНЬ ЭКЗАМЕНА
• Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным
• Воздержитесь от излишнего контроля и вопросов
• Приготовьте легкий завтрак
• Напутствуйте шуткой, чтобы показать свое спокойствие и уверенность, снять напряжение, настроить на успех

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций психологов ГППЦ
Официальный сайт: http://gppc.ru