КАК ПОДДЕРЖАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ, ЕГЭ 30.03.2023

Что влияет на успешность сдачи экзамена?

ПРЕДМЕТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Знания по предмету, умения и навыки, позволяющие пользоваться этими знаниями

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

1. Владение методами саморегуляции негативных состояний (работа с эмоциями, дыхательные упражнения)

2. Организация труда и отдыха (соблюдение режима дня для успешного усвоения материала в процессе подготовки к экзамену)

3. Определение для себя степени значимости результатов экзамена:

• Высокая значимость приводит к лишним переживаниям

• Низкая значимость провоцирует тактику «откладывание на потом»

• Средняя значимость – «золотая середина» – продуктивная позиция, обеспечивающая успешную подготовку и сдачу экзамена

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

Знание о том:

• как будет проходить экзамен (особенности процедуры)

• на что нужно обратить внимание при подготовке к экзамену

• что можно, что нельзя.

Основные причины переживаний выпускников

  • Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…»
  • Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…»
  • Психофизические и личностные особенности «Вдруг мне станет плохо…»
  • Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…»
  • Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…»

Основные причины переживаний выпускников:

Как помочь своему ребёнку?

Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…»

Создайте благоприятную психологическую атмосферу:

• Контролируйте своё эмоциональное состояние, сохраняйте спокойствие, ведь тревогами и страхами легко «заразить» самого ребенка

• Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»

• Воздерживайтесь от запугивания и угроз, излишняя тревожность не позволяет ребенку продуктивно готовиться

• Воздерживайтесь от критики ребёнка во время подготовки к экзамену, от сравнений с другими

• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)

• Показывайте детям, что не зависимо от результата, вы их любите и вместе найдёте выход из любой ситуации

• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)

Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…»

Что нужно знать вашему ребёнку?

МЕСТО, ВРЕМЯ, УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

для этого заранее:

1. Проговорите с ребёнком все особенности организации и проведения экзамена

2. Обсудите с ребёнком, что он может делать, а от чего стоит воздержаться во время экзамена

3. Совместно с ребёнком продумайте алгоритмы поведения в разных ситуациях

4. Вместе решите, что он обязательно возьмёт с собой на экзамен, чтобы чувствовать себя комфортнее

Психофизические особенности «Вдруг мне станет плохо…»

1. Помогите ребёнку наладить режим своего дня

• Обсудите с ним необходимость регулярного продолжительного сна

• Решите вопрос о каждодневной, регулярной подготовке к экзамену (обозначьте время, темы для изучения, результативность работы)

• Обеспечьте возможность общения с друзьями (для вашего ребёнка это - огромный ресурс)

• Позвольте ребёнку выделить время для любимых занятий

2. Обеспечьте ребёнку сбалансированное и вкусное питание – приём пищи должен стать дополнительным моментом отдыха и удовольствия

Личностные особенности «Вдруг мне станет плохо…»

1. Позаботьтесь о мотивации

• Уменьшите давление и контроль (хотеть должны не вы, а ваш ребёнок)

• Обсудите, что будет потом, после сдачи экзамена (сформируйте позитивный образ будущего)

2. Помогите поверить в себя

• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)

• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)

• Демонстрируйте свою любовь и принятие

3. Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»

Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…»

ТРЕВОГА – это боязнь неопределенного, а значит ребёнок:

1. не знает, что надо делать

2. не понимает, к кому и за какой помощью обратиться

3. тратит силы на негативные переживания

КАК ПОМОЧЬ?

1. Мотивируйте ребёнка на обсуждение тех вопросов, которые его тревожат

2. Задайте уточняющие вопросы, чтобы у ребёнка «в голове» появилась чёткая «картинка сложной ситуации»

3. Проговорите варианты решения ситуации

4. Помогите спланировать действия по решению ситуации

5. Обсудите варианты помощи

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ, НЕОБХОДИМО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ОПАСЕНИЯ РЕБЁНКА

Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…»

1. Обеспечьте ресурс для дополнительных занятий

2. Позаботьтесь о мотивации

• Обсудите, что будет потом, после сдачи экзамена (сформируйте позитивный образ будущего)

• Хвалите за волю и настойчивость

3. Вместе спланируйте, как можно быстрее закрыть «пробелы незнания»

4. Помогите поверить в себя

• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)

• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)

• Демонстрируйте свою любовь и принятие

Непосредственно перед экзаменом

НАКАНУНЕ:

• Обеспечьте возможность отдыха

• Воздержитесь от излишнего контроля

• Поддержите ребенка

• Разделите переживания, используя технику «Я-высказывание»

• Разрядите обстановку шутками и смешными историями

В ДЕНЬ ЭКЗАМЕНА

• Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным

• Воздержитесь от излишнего контроля и вопросов

• Приготовьте легкий завтрак

• Напутствуйте шуткой, чтобы показать свое спокойствие и уверенность, снять напряжение, настроить на успех

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций психологов ГППЦ

Официальный сайт: http://gppc.ru